Ростовское областное диабетическое общество » Диабет и дети » Дети с диабетом в школе » Особенности условий обучения ребенка с диабетом в школе В Ростовской области

Особенности условий обучения ребенка с диабетом в школе В Ростовской области

Общая численность пациентов с СД в РФ, состоящих на диспансерном учете, на 01.01.2023 г., по данным ФРСД, составила 4 962 762 (3,31% населения РФ), из них: СД1 — 5,58% (277,1 тыс.), Динамика распространенности за 13-летний период 2010→2022 г. составила при СД1 146,0→191,0/100 тыс. населения, при СД2 2036,2→3158,8/100 тыс. населения. Значительную часть больных сахарным диабетом 1 типа составляют дети.

В Ростовской области насчитывается около 1700 детей с диабетом. Из них около 1000 детей являются школьниками.

Опрос Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, на который ссылаются «Известия»(2019год), показал., что сейчас действительно в школах нет стандартной системы работы с детьми-диабетиками. Пока школы и детсады не приспособлены для страдающих диабетом детей. 84 % родителей утверждают, что в школах не предусмотрено специальное питание. В медицинские кабинеты детей с диабетом  обычно не пускают. Кабинеты закрыты из за временного (2-3 часа в день) пребывания в школе медицинского работника.  Многие дети вынуждены делать инъекции инсулина в туалете или дожидаться начала урока, чтобы ввести препарат в пустом коридоре.. Большинство участников опроса (82%) также сообщили, что в их учебных заведениях нет сотрудника (или они не знают о его существовании), способного распознать симптомы ухудшения состояния ребенка с диабетом и оказать ему первую помощь. 26% сталкивались с отказами брать ребенка в школу или детский сад, а также жаловались на давление со стороны учебных заведений: им рекомендовали перевести больных детей на домашнее обучение или в другое учебное заведение. Пятая часть опрошенных (20%) заявила, что дети с диабетом чувствовали негативное отношение учителей и администрации школ. Детей с диабетом не допускают или ограничивают допуск к практическим занятиям физической культурой. Значительная часть заболевших СД 1 типа, это дети дошкольного и школьного возраста.

Результаты опроса подтверждаются и условиями  обучения ребенка с диабетом в школе в г. Ростове на Дону и Ростовской области.

Так  на сегодняшний день имеет место быть слабая осведомлённость педагогического состава, который практически ничего не знает о заболевании, что выражается в возникновении конфликтных ситуаций, недопонимании поведения ребенка в связи с изменением его психоэмоционального состояния,  необходимости  немедленного выполнения иньекции  инсулина или принятия содержащих углеводы  напитков), необходимости выйти из класса и связаться с родителями; а также в желании у нкоторых педагогов  перевести ребенка с диабетом на домашнее обучение. У детей с диабетом нет противопоказаний для посещения обычной школы. Да, в некоторых ситуациях домашнее обучение может понадобиться, но без повода не стоит переводить ребёнка на дистанционное обучение. Ведь ему необходима социализация, общение со здоровыми детьми

Не разработан механизм оповещения детей в классе о том, что их одноклассник с диабетом и особенности заболевания – подколы, приемы пищи и пр. По причине  слабой информированности учеников и отсутствии разработанной психологами методологии оповещения детей в классе, дети с СД 1 типа могут подвергаться насмешкам. При этом, разработанная методология должна исключать чрезмерную опеку и ограничения

В настоящее время в области один медработник обслуживает несколько школ. ПО этой причине его практически не бывает в школе. 2-3 часа пребывания сводят на нет  выполнение ими задач медицинского сопровождения. Вместе с тем в школах с большим числом учеников есть вероятность постоянных случаев изменения состояния здоровья (травмы, температура, медусловия для медпроцедур, выполняемых учениками самостоятельно. И это может быть связано с учениками, не только больными сахарным диабетом.

Часто медицинские работники (медсестры) сами  недостаточно информированы  о СД 1 типа.  Необходимо проведение для них дополнительных курсов обучения, а также предоставить им ответственное право проводить элементарные реанимационные мероприятия (на случай чрезвычайной ситуации  – подкол инсулина, глюкагона)

В школах крайне недостаточна психологическоая поддержка детей и родителей. Нет регламента/методологии по психологическому сопровождению детей с СД1 типа. Должна быть ненавязчивая поддержка, которая особенно важна в подростковом периоде. На фоне нестабильного гормонального фона у подростков происходит отказ от соблюдения режима питания, распорядка дня, отказ от инсулинов и, нередко, суицидальные мысли. Дети с СД 1 типа ничем не отличаются от сверстников, но на фоне гормонального всплеска и нестабильного уровня сахара, могут навредить себе отказом от терапии. Этому способствуют  случаи непринятия родителем болезни ребенка, проявляющиеся тем, что они настраивают ребенка на выполнение всех процедур (подколок, перекусов) с целью не обращать на себя внимание одноклассников,  только в домашних условиях.

Питание в школе.  У детей с СД 1 типа нет особых ограничений в пище, при этом, рекомендовано снижать количество быстрых углеводов. Не смотря на наличие нормативных документов, гарантирующих детям с пищевыми ограничениями индивидуальное меню, крайне редко удается согласовать данный вопрос со школой. Если ребенок приносит еду с собой – должен быть предоставлен холодильник для хранения пищи и микроволновая печь для разогрева. А их просто нет.

В школах часто из-за недостаточной информированности педагогов детей с сахарным диабетом  не допускают на уроки физической культуры. Заменяют им практические активные двигательные занятия выполнением методических работ.

 

 Из доклада Ростовского областного диабетического общества

на онлайн семинаре-совещании в формате ВКС

 в Министерстве общего и профессионального образования Ростовской области,

А.Н.Яцкий,

член правления  Таганрогского диабетического общества

 8.12.2023г